Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования КР

Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 июля 2016 года № 401 ПОЛОЖЕНИЕ о Государственном комитете промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики (В редакции постановлений Правительства КР от 12 декабря 2016 года № 653, 18 сентября 2017 года № 590) 1. Общие положения 1. Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики (далее - Комитет) является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в области промышленности, за исключением пищевой промышленности (далее - промышленность), топливно-энергетического комплекса и недропользования. 2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, международными договорами, вступившими в установленном порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика, а также настоящим Положением. 3. Комитет является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и наименованием на государственном и официальном языках, а также имеет иные печати, штампы, бланки установленного образца, специальные и иные счета в системе казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики. Полное официальное наименование Комитета: - на государственном языке: "Кыргыз Республикасынын онор жай, энергетика жана жер казынасын пайдалануу мамлекеттик комитети"; - на официальном языке: "Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики". Юридический адрес: 720040, Кыргызская Республика, город Бишкек, бульвар Эркиндик, 2. 4. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами исполнительной власти, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. 5. Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства в рамках законодательства Кыргызской Республики. 2. Цели Комитета 6. Целями Комитета являются выработка и реализация единой государственной политики в промышленности, топливно-энергетическом комплексе и сфере недропользования. 3. Задачи Комитета 7. Задачами Комитета являются: а) повышение эффективности государственной политики в промышленности, топливно-энергетическом комплексе и недропользовании, а также обеспечение энергетической безопасности; б) создание благоприятных условий для развития промышленности и топливно-энергетического комплекса; в) разработка стимулирующих механизмов энергоэффективности, энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии; г) создание условий для надежного снабжения потребителей энергетическими ресурсами, промышленными товарами и услугами; д) государственное регулирование вопросов недропользования и совершенствование системы управления государственным фондом недр; е) системное комплексное геологическое изучение недр. 4. Функции Комитета 8. Комитет осуществляет следующие функции: а) функции отраслевой политики: - осуществляет представительство Кыргызской Республики в органах межгосударственного управления и международных организациях по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета, в порядке и случаях, предусмотренными соответствующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика; - разрабатывает и реализует единую государственную политику в области изучения и рационального использования недр, водно-энергетических и топливных ресурсов, возобновляемых источников энергии и промышленного потенциала страны; - участвует в разработке стратегии эффективного развития промышленности, топливно-энергетического комплекса и недропользования; - участвует в разработке и реализации межгосударственных программ и соглашений по наращиванию промышленного потенциала страны, эффективному использованию водно-энергетических и топливных ресурсов, изучению недр и освоению минерально-сырьевых ресурсов; - определяет стратегию использования, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы, объемы необходимых для этих целей материально-технических и финансовых ресурсов; - изучает конъюнктуру мирового рынка полезных ископаемых и вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры экспорта и внутреннего потребления минерального сырья; - изучает тенденции развития энергетических рынков передовых стран и государств-участников ЕАЭС и вносит предложения по дальнейшему развитию; - привлекает прямые иностранные и отечественные инвестиции в промышленность, топливно-энергетический комплекс и проведение горно-геологических работ; - участвует в разработке текущих и перспективных государственных, региональных планов и отраслевых программ изучения и использования водно-энергетических, топливных, минерально-сырьевых ресурсов и контролирует их выполнение; - разрабатывает и обеспечивает системное проведение геологического изучения территории Кыргызской Республики с целью выявления и прогноза новых месторождений полезных ископаемых и решения задач научно-прикладного значения; - осуществляет решение проблем водохозяйственного обеспечения путем проведения гидрогеологических, инженерно-геологических и других специализированных работ, изучения режима и состояния подземных пресных и термально-минеральных вод, динамики опасных экзогенных геологических процессов, несущих угрозу населению и производственно-социальным комплексам; - обобщает практику применения законодательства Кыргызской Республики по вопросам, отнесенным к его компетенции, разрабатывает предложения по его совершенствованию; - прогнозирует запасы минерального сырья и подземных источников воды для обеспечения нужд экономики, населения и Вооруженных Сил Кыргызской Республики в условиях военного времени; - выполняет обязательства в сфере промышленности, топливно-энергетического комплекса и недропользования по конвенциям, проектам, программам, осуществляемым при финансово-технической поддержке иностранных доноров; - содействует внедрению передовых технологий в промышленности, топливно-энергетическом комплексе, горном производстве и геологии; - в установленном порядке разрабатывает и вносит проекты нормативных правовых актов и решений Правительства Кыргызской Республики по вопросам, относящимся к компетенции Комитета; - разрабатывает и реализует программы перспективного развития промышленности, топливно-энергетического комплекса и недропользования; - создает условия по внедрению и использованию возобновляемых источников энергии; - разрабатывает механизмы рационального использования водно-энергетических ресурсов Кыргызской Республики; - формирует механизмы государственной поддержки промышленной, научно-технической и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов промышленности, а также топливно-энергетического комплекса с учетом требований по обеспечению энергетической безопасности страны; - анализирует технико-экономические показатели промышленности и топливно-энергетического комплекса; - разрабатывает предложения по формированию государственной политики в сфере промышленного и военно-технического сотрудничества Кыргызской Республики с иностранными государствами в части производства продукции военного назначения и обеспечения ее реализации; - разрабатывает и реализует конверсионные программы развития предприятий оборонного профиля и межгосударственных отношений по военно-техническому сотрудничеству в части производства военной продукции с целью обеспечения вооружением и военной техникой внутренних потребностей и экспорта; - проводит мероприятия по правовой пропаганде в сфере курируемой отрасли; - разрабатывает прогноз потребности в трудовых ресурсах в курируемых сферах; б) функции регулирования: - осуществляет распределение средств и контроль за выполнением государственного заказа на проведение геолого-поисковых и разведочных работ за счет средств республиканского бюджета; - определяет порядок и условия пользования геологической информацией о недрах; - устанавливает научно-обоснованную систему координат и высот для использования на территории Кыргызской Республики на фундаментальной и специальной геодезических сетях; - выдает, продлевает, приостанавливает и отзывает лицензии на право пользования недрами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере недропользования, осуществляет мониторинг выполнения условий лицензионных соглашений; - выдает разрешения на право производства горных и взрывных работ, свидетельства на приобретение и хранение взрывчатых материалов промышленного назначения и удостоверения взрывника в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; - списывает в установленном порядке погашенные или потерявшие экономическую ценность запасы месторождений полезных ископаемых; - проводит экспертизу промышленной безопасности проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, деклараций по промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов; - проводит экспертизу проектов горных, геолого-поисковых и разведочных работ в части охраны недр, включая проекты консервации и ликвидации объектов горнодобывающей отрасли; - согласовывает в установленном порядке годовые отчеты и программы (планы) развития горных, геолого-поисковых и разведочных работ в части охраны недр, включая проекты консервации и ликвидации объектов горнодобывающей отрасли; - согласовывает в установленном порядке планы развития горных и подземных геологических работ, изменения в технологии их проведения в части технических решений по безопасности ведения работ; - согласовывает в установленном порядке количество изготовления взрывчатых материалов и приборов взрывного дела, необходимых для хозяйственной деятельности юридических и физических лиц; - согласовывает в установленном порядке ввоз (вывоз) в (из) Кыргызскую(ой) Республику(и) взрывчатых материалов промышленного назначения и сильнодействующих ядовитых веществ; - согласовывает в установленном порядке условия безопасной перевозки опасных грузов (взрывчатых материалов промышленного назначения и сильнодействующих ядовитых веществ); - согласовывает в установленном порядке хранение взрывчатых материалов промышленного назначения на складах сторонних организаций; - согласовывает в установленном порядке планы ликвидации аварий на опасных производственных объектах; - выдает экспертные технические заключения на импорт и экспорт товаров, в том числе специальной продукции, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; - согласовывает в установленном порядке программу подготовки и переподготовки персонала опасного производственного объекта по вопросам промышленной безопасности; - ведет реестр взрывчатых материалов промышленного назначения; - выдает экспертные заключения о соответствии условий деятельности лицензиата установленным требованиям по разработке, производству и реализации продукции и услуг военного назначения; в) функции координации, мониторинга и контроля: - координирует реализацию единой государственной политики по комплексному развитию и созданию новых объектов промышленности, топливно-энергетического комплекса; - осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности органов исполнительной власти по формированию государственной политики в сфере промышленности, топливно-энергетического комплекса; - координирует разработку и реализацию мер по совершенствованию структуры промышленности, топливно-энергетического комплекса; - координирует совместно с другими государственными органами техническую помощь, поступающую на развитие промышленности, топливно-энергетического комплекса; - в установленном порядке, во взаимодействии с государственными органами осуществляет контроль выполнения технико-экономических показателей и установленных целевых показателей в энергетическом секторе; - координирует в установленном порядке финансирование программ геологического изучения недр по государственному заказу, контролирует рациональное использование выделенных средств (подведомственными организациями); - осуществляет мониторинг накопления и использования водно-энергетических ресурсов; - осуществляет мониторинг геологической изученности территории Кыргызской Республики, обеспеченности запасами минерального сырья предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых; - осуществляет контроль за ведением бухгалтерского и статистического учета и отчетности, финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций, контролирует своевременность представления бухгалтерских и статистических данных в соответствующие государственные органы; - осуществляет контроль в установленном порядке, во взаимодействии с государственными органами, за выполнением целевых показателей в промышленности, топливно-энергетическом комплексе; - проверяет выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на право пользования недрами, технических проектах, планах развития и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; - проверяет наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; - проверяет достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых; - проверяет соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации; - обеспечивает мониторинг сохранности геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; - проверяет достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса; - осуществляет плановые проверки по выполнению условий лицензирования, а также внеплановые - по заявлениям и жалобам; - взаимодействует с энергетическими компаниями и промышленными предприятиями по вопросам реализации государственной политики в области промышленности, топливно-энергетического комплекса; - формирует государственный фонд недр, осуществляет учет месторождений полезных ископаемых, ведет государственный баланс запасов полезных ископаемых с постоянным мониторингом их движения и изменения, составляет кадастры месторождений и проявлений полезных ископаемых; - ведет государственный кадастр по разделу "Подземные воды"; - взаимодействует с соответствующими государственными органами и неправительственными структурами по вопросам, отнесенным к его компетенции; - участвует совместно с соответствующими государственными органами с целью предотвращения загрязнения недр в определении возможности и условий захоронения вредных веществ, отходов производства и сброса сточных вод; г) функции предоставления услуг: - в установленном порядке рассматривает обращения, заявления, жалобы граждан и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета; - обеспечивает физическим и юридическим лицам информационно-консультативное содействие по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета; - предоставляет в установленном порядке информацию о минерально-сырьевой базе и месторождениях полезных ископаемых, по различным вопросам геологического строения территории Кыргызской Республики; - выдает заключение о наличии или отсутствии месторождений полезных ископаемых на площадях намечаемого строительства различных сооружений; - проводит лабораторные и диагностические исследования минерального сырья; - выдает заключение о происхождении образцов руд и горных пород, концентратов, отходов производства и лабораторных проб, вывозимых за пределы Кыргызской Республики для проведения аналитических исследований; - выдает заключение о происхождении образцов горных пород и руд, вывозимых за пределы Кыргызской Республики в качестве коллекционного материала; д) функции поддержки: - осуществляет сотрудничество и работу с международными и отечественными организациями в сфере промышленности, топливно-энергетического комплекса, геологического изучения и использования недр; - содействует продвижению интересов отечественных предприятий промышленности, топливно-энергетического комплекса в других странах; - подготавливает в установленном порядке предложения по развитию промышленности, топливно-энергетического комплекса и геологической отрасли; - содействует внедрению на предприятиях промышленности, топливно-энергетического комплекса экологически чистых, ресурсо- и энергосберегающих технологий; - организует работу Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Кыргызской Республики; - участвует в работе по делимитации и демаркации государственных границ Кыргызской Республики с сопредельными государствами; - участвует в разработке в установленном законодательством порядке материалов по административно-территориальному устройству Кыргызской Республики, с установлением на местности границ, а также технико-экономического обоснования размещения и установления границ особо охраняемых территорий с особыми природоохранными, правовыми и другими режимами; - осуществляет учет геодезических пунктов на территории Кыргызской Республики, в установленном порядке обеспечивает сохранность этих пунктов; - обеспечивает функционирование единой государственной системы фондов геологической информации, определяет форму и содержание геологической и иной информации, подлежащей сдаче в Государственный геологический фонд; - создает и осуществляет практическое внедрение на всех уровнях Комитета системы управления кадровыми ресурсами, включающей систему обучения и переподготовки; - осуществляет подготовку и переподготовку инженерно-технических работников и рабочих основных профессий для организаций всех форм собственности, деятельность которых связана с опасными производственными объектами, через Межотраслевой учебный центр и другие учебные центры; - устанавливает связи и осуществляет совместную исследовательскую деятельность с национальными и международными научно-техническими учреждениями, и организациями, подписывает необходимые соглашения, протоколы и другие документы о сотрудничестве в рамках компетенции Комитета; - содействует обмену информацией в рамках республиканской, региональных и межгосударственных информационных систем; - организует подготовку и издание информационно-справочной и другой литературы по вопросам, относящимся к компетенции Комитета; - участвует в работе комиссий (групп) по проведению экспертизы национальных стандартов, международных (региональных) стандартов, а также технических регламентов, относящихся к сфере деятельности Комитета; - участвует в разработке проектов программ развития минерально-сырьевой базы республики в части использования и охраны недр; - организует и осуществляет управление проектно-изыскательскими и научно-исследовательскими работами по промышленности, энергетике, геологии, геодезии и картографии; - оказывает содействие в проведении мероприятий, направленных на популяризацию отраслевых наук; - участвует в работе международных, межгосударственных комиссий по военно-техническому, военно-экономическому сотрудничеству, участницей которых является Кыргызская Республика; - проводит мероприятия по мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. (В редакции постановлений Правительства КР от 12 декабря 2016 года № 653, 18 сентября 2017 года № 590) 5. Права Комитета 9. Комитет в пределах своей компетенции имеет право: - вносить в Правительство Кыргызской Республики предложения по основным направлениям государственной политики по вопросам деятельности Комитета; - заключать в пределах своей компетенции международные договоры, проводить переговоры и подписывать соглашения с соответствующими ведомствами других стран, международными организациями и юридическими лицами; - заключать соглашения, меморандумы, протоколы о взаимном сотрудничестве с юридическими лицами Кыргызской Республики; - создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы), в том числе межведомственные, по вопросам деятельности Комитета; - участвовать в работе международных институтов, комиссий, экспертных групп, специальных рабочих групп по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета, в том числе на межведомственном и межправительственном уровнях; - представлять интересы Кыргызской Республики по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета, в межгосударственных (региональных) организациях; - в установленном порядке привлекать средства международных организаций и учреждений, гранты стран-доноров для осуществления государственной политики по вопросам деятельности, отнесенной к компетенции Комитета; - привлекать для разработки государственных программ, концепций и иных проектов представителей министерств, государственных комитетов, административных ведомств Кыргызской Республики, Национальной академии наук Кыргызской Республики, научно-исследовательских и других учреждений, экспертов для выработки предложений по направлениям деятельности Комитета; - получать от уполномоченных государственных органов по осуществлению контрольно-надзорных функций материалы (результаты) проведения проверок недропользователей, предприятий промышленности и топливно-энергетического комплекса; - запрашивать от органов исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений материалы, предложения и заключения по вопросам геологического изучения и использования недр, развития предприятий промышленности, топливно-энергетического комплекса, необходимые для осуществления функций Комитета; - привлекать для проведения экспертиз и консультаций специалистов органов исполнительной власти, а также независимых экспертов; - принимать участие в работе коллегий государственных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета; - обращаться с исковыми заявлениями в судебные органы и принимать участие в судах; - в установленном порядке утверждать акты по ценообразованию проектно-изыскательских, проектно-конструкторских и иных работ, включая работы по финансированию геологоразведочных работ, для подведомственных организаций; - пользоваться и распоряжаться в установленном порядке закрепленным за Комитетом имуществом, состоящим из основных фондов, оборотных средств, иных материальных ценностей и финансовых ресурсов; - обеспечивать на постоянной основе повышение квалификации, проведение тренингов, обмена опытом для специалистов Комитета в странах ближнего и дальнего зарубежья; - принимать участие и вносить предложения при формировании бюджета Комитета с учетом государственных заказов; - получать от пользователей недр информацию об изучении и использовании, в том числе о движении погашенных запасов, извлечении полезных ископаемых из недр и полезных компонентов при переработке минерального сырья, производстве и реализации товарной продукции, уплате налогов за использование природных ресурсов; - учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации информации в установленной сфере деятельности, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета. 6. Организация работы Комитета 10. Комитет возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 11. В Комитете предусматриваются должности статс-секретаря и заместителей председателя Комитета. Порядок назначения на должность, освобождения от должности, функции и полномочия статс-секретаря определяются законодательством о государственной гражданской службе. Заместители председателя назначаются на должность и освобождаются от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению председателя, подчиняются непосредственно председателю и организуют деятельность Комитета в пределах возложенных на них обязанностей. 12. Председатель: - осуществляет общее руководство деятельностью Комитета и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач; - представляет Комитет в отношениях с государственными органами и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями Кыргызской Республики, ведет в пределах своих полномочий переговоры, в установленном порядке подписывает договоры о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета; - представляет Премьер-министру Кыргызской Республики кандидатуры для назначения на должность заместителей председателя; - распределяет обязанности между заместителями председателя; - утверждает структуру центрального аппарата и подведомственных подразделений Комитета, изменение которой возможно только в связи с изменением задач и функций Комитета. При этом назначение председателя не является основанием для изменения структуры Комитета; - утверждает штатное расписание центрального аппарата, и подведомственных подразделений Комитета в пределах утвержденной штатной численности и фонда оплаты труда; - утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Комитета; - утверждает положение о коллегии Комитета; - вносит представление Премьер-министру Кыргызской Республики о назначении руководителей подведомственных подразделений Комитета; - представляет на утверждение Правительства Кыргызской Республики проекты положений о подведомственных подразделениях; - по представлению статс-секретаря назначает на должности и освобождает от должностей работников системы Комитета, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания; - издает приказы, подлежащие обязательному исполнению работниками системы Комитета; - подписывает коллективный договор с представительным органом работников Комитета; - в пределах, определенных законодательством, распоряжается средствами и управляет имуществом Комитета, заключает сделки; - подписывает от имени и по поручению Правительства Кыргызской Республики двусторонние и многосторонние международные договоры; - устанавливает надбавки к должностным окладам работников Комитета; - представляет в установленном порядке к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Кыргызской Республики особо отличившихся работников системы Комитета; - является по должности начальником гражданской защиты Комитета и осуществляет руководство гражданской защитой Комитета; - дает поручения подведомственным подразделениям Комитета и контролирует их исполнение; - отменяет противоречащие законодательству Кыргызской Республики решения подведомственных подразделений Комитета, если иной порядок отмены решений не установлен законодательством; - осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Заместители председателя самостоятельно принимают решения по вопросам, отнесенным председателем к их ведению, организуют работу по курируемым направлениям деятельности. 13. В Комитете образуется коллегия в составе не менее 9 человек. Членами коллегии являются председатель, статс-секретарь, заместители председателя, входящие в коллегию по должности, представитель Аппарата Правительства Кыргызской Республики, а также руководители иных учреждений, организаций и предприятий. Председателем коллегии по должности является председатель Комитета. Персональный состав членов коллегии Комитета утверждается Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению председателя Комитета. 14. При Комитете функционирует Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых Кыргызской Республики, действующая в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики. 15. В Комитете создается Научно-технический совет. Персональный состав Научно-технического совета и положение о нем утверждаются председателем Комитета. 16. В Комитете действует комиссия по этике государственных служащих. 17. В целях общественного мониторинга деятельности Комитета создается общественный совет, представляющий собой консультативно-наблюдательный орган, функционирующий на общественных началах. 18. Подведомственные подразделения самостоятельно осуществляют свою деятельность и непосредственно подчиняются Комитету. 19. Комитет имеет специальный счет в системе казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики. 20. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата, подведомственных подразделений Комитета осуществляется за счет средств республиканского бюджета, специальных средств и иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики. 7. Заключительные положения 21. Реорганизация и прекращение деятельности Комитета осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 22. При прекращении деятельности Комитета документы, возникшие в ходе его деятельности, хранятся и используются в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики".