Государственная таможенная служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики

Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18 декабря 2009 года № 767

Положение о Государственной таможенной службе при Правительстве Кыргызской Республики

(В редакции постановлений Правительства КР от 30 декабря 2010 года № 343, 26 октября 2011 года № 674, 5 августа 2013 года № 448, 13 мая 2015 года № 288, 30 марта 2015 года № 168. 12 декабря 2016 года № 653, 28 ноября 2017 года № 776, 22 марта 2018 года № 148 , 30 мая 2019 года № 237 )

  1. Общие положения

  2. Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики (далее - ГТС) является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Кыргызской Республике и обладающим статусом вооруженного правоохранительного органа.

  3. ГТС в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, постановлениями Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Кыргызской Республики, вступившими в установленном порядке в силу международными договорами и соглашениями, участницей которых является Кыргызская Республика, и настоящим Положением.

  4. ГТС является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках, а также счета, открытые в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

  5. Финансирование ГТС осуществляется за счет источников и средств, предусмотренных законодательством.

  6. Задачи ГТС

  7. Основными задачами ГТС являются:

  8. создание благоприятных условий для субъектов внешнеэкономической деятельности (далее - лица) при перемещении товаров и транспортных средств через пункты пропуска на границе Евразийского экономического союза;

  9. повышение качества таможенного регулирования, способствующее увеличению инвестиций в экономику государства;

  10. выработка предложений по совершенствованию таможенного законодательства и обеспечение их реализации;

  11. содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, жизни и здоровья граждан, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов отечественных потребителей при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

  12. обеспечение выполнения международных обязательств Кыргызской Республики в части, касающейся таможенного дела.

(В редакции постановления Правительства КР от 13 мая 2015 года № 288)

  1. Функции ГТС

  2. Для выполнения своих задач ГТС осуществляет следующие функции:

а) функции регулирования отношений, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств:

  • обеспечивает применение норм Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, иных регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через пункты пропуска на таможенной границе Евразийского экономического союза, в том числе перемещаемых через границы свободных экономических зон;

  • участвует в разработке мер таможенного дела в отношении товаров, перемещаемых через пункты пропуска на таможенной границе Евразийского экономического союза, в том числе перемещаемых через границы свободных экономических зон, и организует в рамках своей компетенции реализацию этих мер;

  • организует взимание таможенными органами таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза;

  • координирует функции государственных контролирующих органов в пунктах пропуска и местах таможенного оформления в части устранения дублирования функций;

  • разрабатывает меры и создает условия для развития таможенной инфраструктуры;

  • регулирует деятельность лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов;

  • осуществляет контроль за соблюдением единообразного применения норм Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, иных регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства Кыргызской Республики в сфере таможенного дела;

  • обеспечивает участие таможенных органов в осуществлении мер по защите жизни и здоровья граждан, окружающей природной среды, защите интересов отечественных потребителей при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

  • в соответствии с законодательством Кыргызской Республики осуществляет радиационный контроль в пунктах пропуска на таможенной границе Евразийского экономического союза;

  • в соответствии с законодательством Кыргызской Республики осуществляет весогабаритный контроль в пунктах пропуска на таможенной границе Евразийского экономического союза;

  • осуществляет сотрудничество и взаимодействие с государственными органами;

  • осуществляет сотрудничество и взаимодействие с таможенными и иными компетентными органами государств-членов Евразийского экономического союза и третьих стран в области унификации и гармонизации законодательства Кыргызской Республики в сфере таможенного дела;

  • обеспечивает выполнение международных обязательств Кыргызской Республики в части, касающейся таможенного дела;

  • обобщает и анализирует практику применения законодательства Кыргызской Республики в сфере таможенного дела;

б) функции формирования и ведения таможенной статистики:

  • осуществляет сбор, обработку и анализ статистических данных в области таможенного дела;

  • ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Кыргызской Республики в соответствии с методологией Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, иных регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза;

  • осуществляет официальную публикацию данных таможенной статистики внешней торговли;

  • осуществляет ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

в) функции предупреждения и пресечения таможенных нарушений, проступков:

  • осуществляет пресечение нарушений, проступков в сфере таможенного дела в порядке, определяемом законодательством, в том числе путем разработки и реализации системы мер совместно с другими правоохранительными органами;

  • проводит сбор и анализ информации по таможенным нарушениям, проступкам и преступлениям с целью предупреждения нанесения ущерба интересам государства, а также защите прав и интересов лиц;

  • осуществляет контроль за соблюдением таможенными органами норм законодательства при производстве дел в сфере таможенных нарушений, проступков, осуществлением оперативно-розыскной деятельности;

  • ведет методологию по производству дел в сфере таможенных нарушений, проступков;

  • осуществляет сотрудничество и взаимодействие с таможенными и иными компетентными органами государств-членов Евразийского экономического союза и третьих стран в области выявления и пресечения таможенных нарушений, проступков и преступлений;

  • проводит мероприятия по правовой пропаганде в сфере курируемой отрасли;

г) поддерживающие функции:

  • создает систему обеспечения информацией по таможенным вопросам в соответствии с законодательством и поддерживает официальные отношения консультативного характера с субъектами внешнеэкономической деятельности и их профессиональными объединениями (ассоциациями);

  • обеспечивает своевременное и полное рассмотрение жалоб и обращений лиц в порядке, установленном законодательством;

  • обеспечивает создание, функционирование и совершенствование единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Кыргызской Республики;

  • осуществляет сотрудничество с другими органами государственной власти в области информационного взаимодействия;

  • создает и развивает материально-техническую и социальную базу таможенных органов;

  • осуществляет прогноз потребности в кадровых ресурсах таможенных органов;

  • проводит оценку эффективности системы внутреннего контроля и результативности финансово-хозяйственной деятельности, вырабатывает рекомендации по результатам оценки в пределах компетенции ГТС;

  • выполняет иные функции, возложенные на нее законодательством.

(В редакции постановлений Правительства КР от 26 октября 2011 года № 674, 5 августа 2013 года № 448, 13 мая 2015 года № 288, 12 декабря 2016 года № 653, 28 ноября 2017 года № 776, 22 марта 2018 года № 148 , 30 мая 2019 года № 237 )

  1. Права ГТС

  2. ГТС имеет следующие права:

  3. запрашивать и получать от государственных органов и иных юридических и физических лиц, независимо от формы собственности, документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на нее задач и функций;

  4. осуществлять в соответствии с законодательством проверки участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенного дела;

  5. осуществлять мероприятия в части разрешительного порядка в сфере таможенного дела;

  6. в соответствии с законодательством Кыргызской Республики:

включать в реестры и исключать из них лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов; выдавать, приостанавливать действие и отзывать квалификационное свидетельство;

  • (абзац 7 утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 28 ноября 2017 года № 776)

  • осуществлять оперативно-розыскную деятельность в сфере таможенного дела;

  • осуществлять в соответствии с законодательством функции досудебного производства по делам о проступках;

  • содействовать борьбе с международным терроризмом;

  • участвовать в деятельности межгосударственных интеграционных объединений по вопросам, касающимся таможенного дела;

  • принимать в установленном порядке иностранные делегации, прибывающие в Кыргызскую Республику для решения вопросов, касающихся таможенного дела;

  • осуществлять финансирование мероприятий по развитию таможенного дела в Кыргызской Республике, управлять и распоряжаться в установленном порядке имуществом, в том числе подведомственных подразделений, Фондом развития таможенной службы ГТС и иными источниками, предусмотренными законодательством;

  • осуществлять закупку товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством;

  • образовывать консультационные, координационные и экспертные советы, временные творческие коллективы и рабочие группы по вопросам таможенного дела;

  • привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов к решению проблем таможенного дела;

  • взаимодействовать и сотрудничать в пределах своих полномочий с государственными органами, юридическими и физическими лицами Кыргызской Республики, иностранными учреждениями и международными организациями в области таможенного дела;

  • организовывать проведение научных и исследовательских работ в области таможенного дела, семинаров с участием заинтересованных министерств, ведомств и международных организаций, а также участвовать в семинарах, проводимых в других странах, обеспечивать функционирование в своей системе научно-исследовательских учреждений и учебных заведений профессионального и дополнительного образования;

  • формировать в пределах установленной предельной штатной численности структуру центрального аппарата и подведомственных подразделений, в установленном порядке осуществлять их реорганизацию;

  • реализовывать меры правовой и социальной защиты должностных лиц (далее - сотрудники) и работников системы таможенной службы;

  • оказывать платные услуги (работы), установленные законодательством;

  • организовывать и осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников в установленном порядке;

  • использовать в служебных целях информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации;

  • оценивать эффективность системы внутреннего контроля и ее соответствие целям ГТС;

  • осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.

(В редакции постановления Правительства КР от 5 августа 2013 года № 448, 28 ноября 2017 года № 776, 22 марта 2018 года № 148 , 30 мая 2019 года № 237 )

  1. Организация деятельности

  2. ГТС представляет собой централизованную систему, состоящую из:

  3. центрального аппарата;

  4. таможенных органов, определенных в схеме управления ГТС.

  5. ГТС возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством.

В ГТС учреждаются должности:

  • заместителей председателя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению председателя ГТС;

  • представителей таможенной службы Кыргызской Республики при таможенных службах иностранных государств, назначаемых на должность и освобождаемых от должности председателем ГТС по согласованию с соответствующими таможенными службами иностранных государств.

Председатель ГТС:

  • руководит на принципах единоначалия деятельностью ГТС и подведомственных подразделений;

  • несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на ГТС;

  • представляет ГТС и обеспечивает взаимодействие с другими государственными органами Кыргызской Республики и с международными организациями;

  • по поручению Правительства Кыргызской Республики подписывает международные договоры и соглашения, а также иные документы;

  • распределяет обязанности и функции между заместителями председателя;

  • утверждает в пределах установленной общей численности и фонда оплаты труда:

а) структуру и штатное расписание центрального аппарата;

б) положения и функциональные (должностные) обязанности руководителей и сотрудников подразделений центрального аппарата;

в) штатное расписание, структуру таможенных органов и положения о них;

г) смету доходов и расходов центрального аппарата ГТС и таможенных органов;

  • назначает на должность и освобождает от должности руководителей и сотрудников подразделений центрального аппарата, руководителей и сотрудников таможенных органов на основании контрактов в соответствии с функциональными (должностными) обязанностями;

  • издает обязательные для исполнения в системе ГТС приказы, организует проверку их исполнения;

  • определяет финансирование на развитие и укрепление материально-технической и социальной базы ГТС, в том числе на строительство служебных зданий, лечебно-оздоровительных и спортивных объектов;

  • присваивает, в пределах своих полномочий, специальные звания сотрудникам таможенных органов, в установленном порядке вносит предложения о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава должностным лицам таможенных органов;

  • в целях эффективного использования личного состава ГТС, таможенных органов проводит ротацию сотрудников;

  • в установленном порядке учреждает и награждает ведомственными наградами сотрудников и работников таможенных органов, представителей международных организаций и таможенных органов иностранных государств;

  • в установленном порядке вносит представление на сотрудников для присвоения почетных званий и награждения государственными наградами Кыргызской Республики;

  • назначает сроки проведения аттестации должностных лиц ГТС и таможенных органов;

  • применяет установленные законодательством виды дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников и работников системы ГТС;

  • осуществляет иные права в соответствии с законодательством.

  • В ГТС образуется коллегия в количестве 11 человек, в составе председателя ГТС, заместителей председателя, представителя таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Кыргызской Республики, представителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики, заместителя министра экономики Кыргызской Республики, а также руководителей структурных подразделений центрального аппарата ГТС и таможенных органов.

Персональный состав членов коллегии утверждается Премьер-министром Кыргызской Республики.

Положение о коллегии ГТС утверждается председателем ГТС.

(В редакции постановления Правительства КР от 13 мая 2015 года № 288)

  1. При ГТС действует консультативный совет по таможенному делу при ГТС, состав и положение о котором утверждаются приказом ГТС.

В целях общественного мониторинга деятельности ГТС создается Общественный совет, представляющий собой консультативно-наблюдательный орган, функционирующий на общественных началах.

(В редакции постановления Правительства КР от 30 марта 2015 года № 168)

  1. Заключительные положения

  2. Реорганизация и прекращение деятельности ГТС осуществляются в соответствии с законодательством.